Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» в Градостроительный кодекс Российской Федерации введен единый механизм комплексного развития территорий (КРТ) – взамен ранее используемых отдельных механизмов (РЗТ, комплексное развитие территорий
по инициативе органов местного самоуправления и КОТ).
На сегодняшний день КРТ является одним из ключевых направлений градостроительного развития регионов Российской Федерации для повышения эффективности использования территорий и их обновления, создания необходимых условий для развития инфраструктуры.
Законодательные изменения обеспечили:
1) возможность установления субъектами Российской Федерации критериев для неаварийных МКД в целях включения их в границы территории, подлежащей комплексному развитию;
2) создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования обновления застроенных территорий;
3) расселение аварийного жилищного фонда и предоставление субсидий на возмещение понесенных расходов по переселению;
4) меры поддержки для развития всех видов инфраструктуры;
5) упрощенный механизм изъятия объектов капитального строительства и земельных участков;
6) создание новых рабочих мест и получение дополнительных налоговых поступлений в бюджет по результатам проводимых торгов;
7) сокращение инвестиционно-строительного цикла.
В КРТ могут быть вовлечены как районы жилой, так и нежилой застройки, а также незастроенные территории и участки, владельцы которых выступили с инициативой о КРТ.
В настоящее время в 76 субъектах Российской Федерации в активной стадии реализации механизма КРТ 617 территорий площадью 15,2 тыс. га с градостроительным потенциалом 103,5 млн кв. м, в том числе жилой – 75 млн кв. м.
Всего в проработке 1 192 территории общей площадью 30,9 тыс. га, в том числе 111 территорий, комплексное развитие которых осуществляется АО «ДОМ.РФ», с градостроительным потенциалом 215,5 млн кв. м, из которых 154,7 млн кв. м жилой площади.
Принято 542 решения о КРТ, в том числе 218 решений о КРТ жилой застройки общей площадью – 13 тыс. га с градостроительным потенциалом – 90,6 млн кв. м, из них – 63,1 млн кв. м жилой площади.
В рамках реализации КРТ жилой застройки расселено 173 тыс. кв. м жилого фонда, в том числе аварийного – 153,9 тыс. кв. м: улучшены жилищные условия для 11,48 тыс. человек.
По состоянию на 1 апреля 2024 г. ППК «Фонд развития территорий» приняты решения о подтверждении размера суммы финансовой поддержки на реализацию 12 проектов КРТ в Архангельской, Брянской, Волгоградской, Иркутской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Томской, Ульяновской, Ярославской области, Республике Марий Эл и Республике Бурятия в размере 1,2 млрд рублей.
В настоящее время в работе АО «ДОМ.РФ» 111 проектов в целях реализации КРТ в 48 субъектах Российской Федерации с общей площадью 5,2 тыс. га с градостроительным потенциалом 22,5 млн кв. м жилой площади.
На текущий момент АО «ДОМ.РФ» получено согласование в 37 субъектах Российской Федерации по 79 проектам КРТ на земельных участках общей площадью 3,68 тыс. га с градостроительным потенциалом 16,9 млн кв. м.
Правительственной комиссией по развитию жилищного строительства и оценке эффективности использования земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, уже приняты положительные решения по 64 проектам в 33 субъектах Российской Федерации, предполагаемым к реализации на земельных участках площадью 3 тыс. га с общим градостроительным потенциалом 14,2 млн кв. м.
1. Инфраструктурные облигации
Общий объем финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования до конца 2024 г. составляет 150 млрд рублей. В 2021 г. объем фактически размещенных облигаций составил 20,0 млрд рублей, в 2022 г. - 25,0 млрд рублей, в 2023 г. – 15 млрд рублей.
На цели финансового обеспечения (возмещения) затрат специализированных обществ проектного финансирования по выплате процентного (купонного) дохода по облигациям в 2023 г. предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 2,099 млрд рублей (по состоянию на 11 августа 2023 г. кассовое исполнение 870,1 млн рублей).
В настоящее время одобрено 42 проекта на общую сумму 138,4 млрд рублей в 22 субъектах Российской Федерации (Челябинская, Тульская, Тюменская, Курская, Сахалинская, Магаданская, Нижегородская, Новосибирская, Самарская, Воронежская, Амурская, Владимирская, Пензенская, Липецкая, Московская области, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республики Саха (Якутия) и Башкортостан, Хабаровский и Приморский края, г. Санкт-Петербург, г. Москва). Реализация указанных проектов позволит ввести порядка 34,3 млн кв. м жилья.
Минстрой России на постоянной основе оказывает всестороннее содействие в реализации КРТ: оказывает информационно-правовую поддержку в части разъяснения норм действующего законодательства Российской Федерации, ведет разъяснительную работу с органами власти субъектов Российской Федерации по всем преимуществам КРТ, в том числе в части применения инструментов «Инфраструктурного меню».
Нормативно-правовая база, регулирующая реализацию механизма КРТ и инструментов «Инфраструктурного меню»:
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации сообщает о проведении заочного заседания Межведомственной комиссии по отбору проектов строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры при Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее – Межведомственная комиссия), которое состоится 20 мая 2024 г.
Повестка заседания МВК:
1. Принятие решения об отборе проекта «Строительство образовательного центра «Техношкола ФЕНИКС» в целях развития инфраструктуры жилищного комплекса «Печерский парк» и прилегающей территории, в том числе индустриального парка «ФЕНИКС» в Смоленской области».
2. Принятие решения об отборе проекта «Строительство водогрейной котельной с установкой водогрейного котла мощностью 180 Гкал/ч для обеспечения развития района Академический г. Екатеринбурга».