Вопрос: Задолженность за коммунальные услуги этом году составила 132 млрд рублей против 113 в прошлом году. Почему она увеличивается, как власти планируют с этим справляться?
М.Мень: Проблема заключается в том, что различные организации, в том числе ресурсоснабжающие, ресурсопотребляющие, все предприятия жилищно-коммунального комплекса через схему «взаимонерасчётов» кредитуются. То есть получается, что гораздо выгоднее не отдавать определённое количество денег, времени, средств и не рассчитываться за поставленные ресурсы, нежели кредитоваться. Это получается, по сути, беспроцентный кредит. И сегодня мы предлагаем решить этот вопрос определёнными штрафными санкциями – это порядка 1/170 ставки рефинансирования в день, это порядка 20%. То есть тем самым мы постараемся сделать систему этих неплатежей, которая действительно набрала 132 млрд (это очень приличная сумма), невыгодной, и будет выгоднее, по сути, кредитоваться в банках. Другого развития сценария мы не видим, здесь только экономические рычаги. Я думаю, что они смогут повлиять позитивно на изменение этой ситуации, просто когда станет невыгодно не расплачиваться вовремя.
Вопрос: ИТАР-ТАСС. На фоне экономической нестабильности как продвигаются отношения с французской компанией Veolia? Нет ли рисков для торможения взаимоотношений этой компании с Минстроем, и какие площадки сейчас выбираются этой компанией для реализации стратегии?
М.Мень: Вы знаете, что мы на Сочинском форуме с ними заключили базовое соглашение. Притом до этого они уже имели определённый опыт и, к сожалению, негативный опыт работы в жилищно-коммунальной сфере в нашей стране в одном из регионов, и после того как они поняли, что нет долгосрочных тарифных решений, нет понимания того, как будет бизнес работать завтра, они отказались от работы на территории Российской Федерации.
После изменения законодательства (вы знаете, что мы серьёзный пакет изменений внесли в Государственную Думу, в нормативно-правовую базу; сегодня есть типовое концессионное соглашение, которое предусматривает, по сути, долгосрочный тариф на весь период договора концессии, а с 2016 года вообще вся система, все регионы страны переходят на долгосрочные тарифные решения) они приняли решение предпринять ещё одну попытку. Вот буквально недавно мы заключили с ними базовое соглашение, и сегодня они сами выбирают возможные объекты на территории различных регионов. Мы им ничего не рекомендуем, не вмешиваемся. После того как они подберут конкретные возможные варианты для инвестирования (в первую очередь они занимаются водоснабжением, водоотведением), после этого мы, конечно же, с удовольствием сделаем эту информацию открытой и публичной, для того чтобы это было примером для других компаний. Мы с ними говорили на тему санкций, их это не интересует абсолютно, прагматичная компания.
Вопрос: Михаил Александрович, я попросил бы пояснить по поводу законопроекта, принятие которого планируется в весеннюю сессию Госдумы, относительно ответственности регионов и муниципалитетов в регионах за отопительный сезон.
М.Мень: Здесь всё очень просто. У нас не была закреплена конкретная ответственность за проведение и подготовку отопительного сезона, как ни странно, за региональными властями и районными властями. Получалось так, что очень часто перекладывалась определённая ответственность на поселенческий уровень, где как раз самая низкая бюджетная обеспеченность и нет технической возможности решать все вопросы. Сегодня мы предложенными изменениями в действующее законодательство чётко распределяем эту ответственность между региональными, районными властями и поселенческими властями, в том числе и штрафные санкции вводим. Для юридических лиц (это уже не касаемо муниципальных образований или региональных властей, это предприятия жилищно-коммунального комплекса) – до 500 тыс. рублей за определённые нарушения в системе жизнеобеспечения, а для директорского корпуса, для физических лиц – до 50 тыс. рублей. Получается так, что без экономики повлиять на это достаточно сложно.
Спасибо.