Доклад Министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Михаила Меня на итоговом заседании коллегии министерства

27.03.2015
Доклад Министра строительства и ЖКХ Российской Федерации Михаила Меня на итоговом заседании коллегии министерства

Добрый день уважаемый Дмитрий Николаевич!

Добрый день уважаемые коллеги!

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации представляет отчет о своей деятельности за 2014 год.

Министерство строит свою работу исходя из долгосрочных приоритетов, определенных концепцией социально-экономического развития России до 2020 года и основными направлениями деятельности Правительства страны на период до 2018 года.

Приоритетами государственной политики в сферах технического регулирования строительной отрасли, жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства являются обеспечение высокого качества жизни людей и создания комфортной среды обитания и жизнедеятельности человека.

Решение поставленных Президентом страны и Правительством задач осуществляется в рамках следующих направлений деятельности Министерства.

 Строительство нового жилья

 В 2014 году мы построили 81 миллион квадратных метров жилья. Это почти на 15 % выше уровня прошлого года и на 10,5 миллионов квадратных метров превышает плановый показатель.
Наилучшие темпы ростажилищного строительства показали Свердловская область, Краснодарский край, город Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Чеченская республика, Калининградская область. Как всегда, не подвели, и за это особое спасибо, Московская область, Москва, Республика Татарстан, Ростовская и Челябинская области.

Достигнутый показатель стал результатом проводимой Министерством государственной жилищной политики и позволил преодолеть рекордный рубеж советского периода по объему жилищного строительства, который составил 73 миллиона квадратных метров в 1987 году.

В существующей экономической ситуации перед нами стоит сложная задача не только сохранить запланированные темпы строительства жилья, но и обеспечить до 2017 года дополнительное строительство 25 миллионов квадратных метров жилья эконом-класса.

Основным инструментом решения задачи является набирающая обороты программа «Жилье для российской семьи», предусматривающая строительство жилья эконом-класса по цене не более 35 тысяч рублей за квадратный метр.

На сегодняшний день уже 63 региона включились в реализацию программы с общим объемом ввода жилья более 19 миллионов квадратных метров. Из них в отношении 10 миллионов квадратных метров проведены все необходимые процедуры отбора земельных участков и инвесторов и запущен строительный процесс. В качестве наиболее активных хочу отметить Краснодарский край, Республика Татарстан, Пермский край, Тульская область.

 Повышение доступности жилья для граждан

 По итогам 2014 года за счет ипотечного кредитования свои жилищные условия улучшили более одного миллиона семей, что на 23 % больше показателя 2013 года. Общая сумма ипотечных кредитов составила более 1 триллион 750 миллиардов рублей.

Уровень ставок по ипотечным кредитам за 2014 года в среднем по стране составил 12,45 %, что сопоставимо с уровнем процентных ставок 2013 года.

В этом году в связи со сложными экономическими условиями, повлиявших на рост ключевой ставки Банка России, Минстроем по решению Правительства начинается реализация программы субсидирования процентной ставки по ипотечным кредитам, выданным на приобретение жилья в новостройках. В настоящее время завершается формирование необходимой нормативной базы, обеспечивающей возмещение выпадающих доходов банков по выданным ипотечным кредитам,которые выдаются гражданам по ставке 12% годовых. На реализацию данных мер проектом бюджета предусматривается направить 20 миллиардов рублей, что позволит выдать 230 тысяч ипотечных кредитов со сниженной ставкой. Дополнительная господдержка в объеме 4,5 миллиарда рублей будет направлена на оказание помощи гражданам, взявшим ипотеку и оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с непростой экономической ситуацией.

Вместе с тем, Минстроем России совместно с ОАО «АИЖК» разработаны и внедрены дополнительные инструменты поддержки сегмента ипотеки жилья эконом-класса, в том числе:

- реализация программы «Стимул», направленная на финансирование проектов по строительству жилья экономического класса с ограничением маржи банка в размере не более 3,5 % годовых;

- для всех граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса на условиях программы «Жилье для российской семьи» будет предоставлена возможность воспользоваться льготным ипотечным продуктом ОАО «АИЖК» «Социальная ипотека».

Развитие рынка арендного жилья

В июле 2014 года принят Федеральный закон, направленный на регулирование отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования и предусматривающий создание законодательных условий для формирования рынка доступного наемного жилья и развития жилищного фонда некоммерческого использования для граждан, имеющих невысокий уровень дохода. 

К настоящему времени утверждены все необходимые для реализации указанного федерального закона акты Правительства и Минстроя России, регулирующие отношения по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования и устанавливающие порядок ценообразования за наем соответствующих жилых помещений.

С целью формирования рынка арендного жилья субъектами Российской Федерации активизировано утверждение региональных программ развития рынка арендного жилья. По итогам 2014 года указанные программы приняты в 32 регионах, в 13 субъектах Российской Федерации - находятся в стадии разработки. Минстроем России осуществляется необходимая методическая помощь.

Общий объем жилищного фонда, относящегося к арендному жилью, составляет 931 тыс. кв. м, в том числе 20,5 тыс. кв. м - жилищный фонд социального использования.

Главной задачей, на ближайшую перспективу, является запуск на уровне регионов нового механизма и увеличение объемов строительства арендного жилья.

Обеспечение жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны 


Всего с 2008 года улучшили жилищные условия 280 946 ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. На данные цели было выделено более  295 миллиардов рублей.

В 2014 году на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, было израсходовано почти 9 миллиардов рублей. Жилищные условия улучшили 8 311 ветеранов Великой Отечественной войны.

По состоянию на 1 января 2015 года 15 тысяч ветеранов, инвалидов и членов семей погибших участников и инвалидов Великой Отечественной войны были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условия.

В 2015 году на обеспечение жилье указанной категории граждан уже направлено 12,5 миллиардов рублей, что позволит обеспечить жильем порядка 10 тысяч ветеранов.

Несмотря на сокращение лимитов бюджетных обязательств в 2015 году, Минстроем принято решение о обеспечении финансирования на данные цели в ранее запланированном объеме за счет перераспределения средств между мероприятиями государственной программы.

Поддержка отдельных категорий граждан

В рамках выполнения федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федерального закона «О ветеранах» Минстроем России реализованы мероприятия по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов и инвалидов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.

В 2014 году на обеспечение жильем указанных категорий граждан направлены средства в объеме почти 4,5 миллиарда рублей. Это позволило обеспечить жильем 4 874 семей данной категории граждан.

Активно продолжается работа по поддержке и улучшению жилищных условий многодетных семей.

В настоящее время в Российской Федерации проживает более 1,2 млн. семей, имеющих трех и более детей, из них на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях состоят
149 тыс. семей, на бесплатное получение земельных участков – 436 тыс. семей.

В 2014 году органами местного самоуправления предоставлены жилые помещения по договору социального найма 7,6 тыс. семей, имеющим трех и более детей, регионами
и муниципальными властями бесплатно предоставлены земельные участки 113 тысячам семей, имеющих трех и более детей.

В целях бесплатного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства многодетным семьям Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства в распоряжение 43-х регионов переданы земельные участки общей площадью более 8,5 тысяч гектар, что позволит улучшить жилищные условия почти 68 тысяч многодетных семей.

В стадии реализации находится 124 проекта создания жилищно-строительных кооперативов с государственной поддержкой, в том числе с участием многодетных семей.

По поручению Президента страны Минстроем в прошлом году разработан Федеральный законкоторый вступает в силу с 1 марта 2015 года и предусматривает наделение регионов правом самостоятельно устанавливать объемы и вид дополнительной поддержки многодетных семей.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» из федерального бюджета на обеспечение жильем молодых семей в 2014 году направлены средства в размере
3,5 миллиарда рублей. Свои жилищные условия улучшили почти 20 тысяч семей.

Реализация инструмента государственных жилищных сертификатов позволила выполнить поставленные задачи по обеспечению жильем 7,12 тыс. семей военнослужащих, уволенных или увольняемых с военной службы; 1,74 тыс. семей, выезжающих из районов Крайнего Севера, 1,38 тыс. граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф, 0,43 тыс. граждан, признанных вынужденными переселенцами, граждан на общую сумму почти 22,5 миллиардов рублей.

 Привлечение частных инвестиций в ЖКХ

Инвестиционный потенциал отрасли ЖКХ составляет порядка 500 миллиардов рублей ежегодно.

За последний год нормативно-правовая база, на основании которой работает отрасль изменилась настолько, что можно смело заявить о ее втором рождении. При разработке новых правил работы отрасли мы придерживались концепции «снижение затрат путем повышения эффективности за счет инвесторов».

Основными новациями, направленными на исправление ситуации в отрасли ЖКХ и привлечение инвестиций, можно назвать: внедрение долгосрочного тарифного регулирования с установлением ответственности власти за изменение параметров уже утвержденных тарифов, закрепление в тарифе предпринимательской прибыли и переход к концессионным соглашениям.

Регионы уже сейчас начали принимать долгосрочные тарифы в тепле и воде. Уже сейчас принято 875 тарифных решения, самыми первыми среди таких регионов были Свердловская, Владимирская области, город Санкт-Петербург.

Кроме того, при Минстрое создан Центр государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ, который осуществляет информационную, консультативную и иную поддержку реализации инвестиционных проектов.

Реализация данных инициатив уже начала давать положительные результаты.

За 2014 год заключено более 100 концессионных соглашений.

В 46 регионах реализуется порядка 100 инвестиционных проектов в рамках которых привлечено 188 миллиардов рублей средств частных инвесторов.

В качестве примеров государственно-частного партнерства в отрасли ЖКХ можно привести Ростовскую область, в которой реализуется несколько концессионных соглашений и инвестиционных проектов в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и обращения с бытовыми отходами с общей суммой инвестиций более 26 миллиардов рублей.

В Московской области компанией «Мортон» реализован проект по строительству очистных сооружений, оснащенных самым передовым оборудованием. Общая сумма инвестиций в проект составила более 2,5 миллиардов рублей.

В Чувашской Республике реализуется проект по строительству современного полигона твердых бытовых отходов и мусоросортировочного комплекса. Объем частных инвестиций по этому проекту составит 645 миллионов рублей.

Приведенные мной примеры говорят о том, что инвесторы высоко оценивают результаты проделанной работы и готовы идти в отрасль.

Однако одного изменения нормативной базы в сложившейся экономической ситуации может оказаться недостаточным для привлечения инвестиций в необходимом количестве в связи с чем Минстроем активно прорабатывается вопрос рефинансирования и софинансирования проектов в ЖКХ.

 Ликвидации аварийного жилья   

Площадь аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года и требующего расселения в 2014 году, составляла 2 миллиона 870 тысяч квадратных метров.

В течение 2014 года переселено более 184 тысяч человек из 2 миллионов 900 тысяч квадратных метров аварийного жилья.

В целях снижения финансовой нагрузки на региональные бюджеты в 2014 году из федерального бюджета выделены дополнительные средства  в размере 34,6 миллиарда рублей, что позволило снизить средний уровень софинансирования со стороны регионов с 62% до 47,9%.

Кроме того, в связи с изменившимися макроэкономическими условиями принято решение дополнительно поддержать субъекты Российской Федерации в части реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда путем распределения средств, которые получены от размещения временно свободных средств Фонда ЖКХ, что позволило снизить уровень долевого финансирования со стороны регионов до 41,9%.

С целью оптимизации процесса предоставления финансовой поддержки на реализацию программ переселения в 2014 году сокращены с 30 до 10 дней сроки рассмотрения Фондом ЖКХ заявок субъектов Российской Федерации, минимизированы условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда ЖКХ и рассмотрения, уточнены условия принятия решений о приостановлении предоставления поддержки субъектам Российской Федерации.

Для повышения качества планирования, усиления контроля за реализацией программ переселения, установления конкретных сроков реализации ее основных этапов и мероприятий субъектами Российской Федерации утверждаются графики реализации программ переселения.

С целью усиления ответственности субъектов Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда между Фондом ЖКХ и регионами заключены дополнительные соглашения, предусматривающие финансовую ответственность для регионов за просрочку исполнения обязательств по переселению граждан, за предоставление недостоверных или несвоевременное предоставление сведений о реализации программ переселения. Аналогичные меры ответственности и обязательства предусмотрены в соглашениях по реализации программ переселения, заключаемых субъектами Российской Федерации с органами местного самоуправления.

В целях повышения качества, контроля и снижения рисков нарушения обязательств со стороны подрядчиков или поставщиков в рамках реализации программ переселения граждан из аварийного жилья утверждены типовые формы государственных и муниципальных контрактов и методические рекомендации по их заключению.

Кроме того, Правительством выполнен ряд мероприятий, направленных на повышение «прозрачности» хода реализации программ переселения.

В 2014 году создана и запущена в практическую эксплуатацию новая общедоступная система мониторинга реализации программ переселения. Все данные размещены для общего доступа в сети Интернет и позволяют любому заинтересованному лицу получить исчерпывающую информацию о ходе реализации программ переселения в каждом регионе и муниципальном образовании, в том числе по конкретному дому, сроки его расселения, конкретный адрес дома, в который планируется переселить, ход исполнения контрактов по переселению и фотоматериалы с объектов строительства.

На многоквартирных домах, подлежащих расселению, размещаются информационные таблички, в которых отражаются сведения о сроках расселения, конкретного адреса дома, в который планируется переселение граждан, а также о должностных лицах, ответственных за переселение на территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

Капитальный ремонт многоквартирных домов

 На федеральном уровне сформирована вся нормативная правовая база по вопросам капитального ремонта, в том числе утверждены:

- методические рекомендаций по установлению минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах;

- методические рекомендации по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности;

- методические рекомендации установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества
в многоквартирном доме.

В целях организации мониторинга и контроля функционирования региональных систем капитального ремонта на сайтах Минстроя России и Фонда ЖКХ начала функционировать информационная система мониторинга реализации региональных программ капитального ремонта, которая в том числе обеспечивает:

- получение полной и актуальной информации по планируемому и (или) проведенному капитальному ремонту каждого многоквартирного дома любому заинтересованному лицу;

- отслеживание основных этапов организации и проведения капитального ремонта каждого многоквартирного дома, включенного в региональную программу капитального ремонта и краткосрочный план ее реализации, в том числе, на предмет обеспечения участия собственников и общественности в приемке работ по капитальному ремонту;

- информационную открытость и прозрачность реализации региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов.

Одной из основных задач по повышению эффективности функционирования созданной системы капитального ремонта является привлечение дополнительных источников финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, а именно активное вовлечение денежных средств кредитных организаций. Минстроем во взаимодействии с кредитными организациями ведется активная работа по выработке единых механизмов кредитования капитального ремонта общего имущества, а также выявления необходимых мер поддержки доступных предложений по типовым кредитам со стороны кредитных организаций и активного спроса со стороны собственников помещений в многоквартирных домах.

В рамках реализации «пилотных» проектов по кредитованию капитального ремонта в режиме функционирования региональных систем капитального ремонта на территории Ростовской области региональным банком выдано 3 кредита, одобрены и готовятся к выдаче еще 2 кредита.  

Совершенствование системы управления многоквартирными домами

 В прошлом году мы завершили формирование нормативной базы, предусматривающей введение лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

В рамках лицензирования главы управляющих компаний должны будут сдать квалификационный экзамен на знание жилищного законодательства. Также будет создан единый реестр управляющих компаний и управляемых ими домов. По новым правилам если управляющая компания получает два административных взыскания по одному дому, она лишается права управления им. Если таких домов набирается более 15%, она лишается лицензии, а ее директор – права возглавлять подобную компанию.

Лицензирование завершится 1 мая 2015 года, после этой даты без лицензии работать в сфере управления жильем будет нельзя.

Сокращение административных барьеров в строительстве 

Во исполнение Указа Президента от 7 мая 2012 г. № 600 и в целях реализации поставленных Правительством задач в сфере правового регулирования строительной деятельности и улучшения предпринимательского климата в строительстве Минстроем разработан и введен Правительством в действие в ноябре 2014 года Исчерпывающий перечень административных процедур в сфере жилищного строительства.

Принятие указанного решения запрещает органам власти, всех без исключения уровней, требовать от застройщиков прохождения процедур, не включенных в Перечень, а их нормативные акты подлежат приведению в соответствие.

В ходе работы по формированию Перечня Минстроем выявлено 220 процедур, необходимых для прохождения застройщиком, теперь их 142, в том числе 132 процедуры, установленные федеральными нормативными актами и 10 процедур, установленные региональными и муниципальными актами.

Для каждого конкретного объекта это индивидуальный набор необходимых процедур, зависящий от механизма приобретения застройщиком прав на земельный участок (торги, аренда, договор развития застроенных территорий, изменение вида разрешенного использования земельного участка), а также от видов ресурсов, к которым подключается объект строительства (электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, водоотведение).

К примеру, для строительства многоквартирного дома от получения разрешения на строительство до регистрации прав на объект построенной недвижимости количество процедур достигало 130, теперь не более 65 процедур. Сводный реестр разрешительных процедур с исчерпывающим описанием каждой процедуры, конкретным сроком её прохождения и стоимостью процедуры разработан и опубликован на сайте Минстроя.

В настоящее время Министерством готовятся предложения по исключению из Перечня еще порядка 40 процедур, а также разработка исчерпывающих перечней административных процедур в других сегментах строительства.

Последовательная реализация государственной политики по сокращению административных барьеров, а также соответствующие результаты деятельности регионов по повышению доступности государственных услуг в сфере строительства позволили существенно улучшить позиции Российской Федерации в Рейтинге Всемирного банки «Ведение бизнеса 2015» по категории «Получение разрешения на строительство».

Российская Федерация поднялась в указанной категории на 16 позиций вверх. Количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта уменьшилось с 36 до 21 процедуры, а общий срок их прохождения снизился с 297 до 239 дней.

С целью повышения доступности для бизнеса государственных услуг, в прошедшем году проведена работа по оптимизации филиальной сети ФАУ «Главгосэкспертиза России», результатом которой стало открытие филиалов учреждения в каждом Федеральном округе, включая Крымский Федеральный округ.

 Совершенствование института саморегулирования в строительстве

Система саморегулирования в строительстве в начале этого года отметила свое пятилетие. За это время реализован этап становления института саморегулирования в отрасли. Национальные объединения активно участвуют в совершенствовании нормативного регулирования градостроительной деятельности, актуализации документов технического регулирования в отрасли. Кроме того, на СРО возложены функции по контролю за качеством оказания услуг и выполнения работ их членами, а также по обеспечению безопасности объектов капитального строительства, что должно сделать рынок недоступным для недобросовестных игроков.


Однако, задачи, возложенные на саморегулируемые организации, решались недостаточно эффективно, в связи с чем в конце прошлого года законодательство в сфере контроля за деятельность СРО было скорректировано.

Так, в октябре прошлого года принят закон, предусматривающий слияние Национального объединения проектировщиков и Национального объединения изыскателей в единую организацию - Национальное объединение проектировщиков и изыскателей.

В ноябре приняты поправки в законодательство, направленные на усиление контроля со стороны государства за деятельностью саморегулируемых организаций, их национальных объединений и одновременно на повышение уровня контроля и ответственности самих СРО за своих членов.

Основным новшеством является наделение Ростехнадзора полномочиями по проведению проверок СРО, а Минстрой– проверок нацобъединений.

Установлены четкие критерии и процедуры исключения неэффективных СРО из государственного реестра.

Для оперативного взаимодействия с нацобъединениями при Минстрое создан специальный Координационный совет.

Мы надеемся, что принятые меры позволят повысить эффективность работы системы саморегулирования.  

Нормативное и техническое регулирование в строительстве  

За 2014 год утверждены 13 сводов правил.

На основе анализа лучших российских и зарубежных практик применения современных стройматериалов завершена многолетняя работа по актуализации перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Минстроем России выработан подход к решению вопроса по гармонизации российских и европейских стандартов в области строительства. Правительством принято решение с 2015 года обеспечить параллельное применение как российских сводов правил, так и европейских стандартов.

Министерством разработаны необходимые для применения еврокодов проекты национальных приложений, проведены публичные обсуждения, утверждены 56 национальных приложений как приложения к переводам соответствующих европейских стандартов.

С начала этого года Главгосэкспертиза России принимает проектную документацию, подготовленную с использованием еврокодов.

В 2014 году Минстрой России начал работу по созданию банка экономически эффективной типовой проектной документации по объектам капитального строительства. Использование подобного реестра позволит сократить сроки и затраты на строительство объектов. Минстроем России определен порядок подачи заявок на включение проектной документации в реестр, определены форма паспорта и реестра объектов. В настоящее время в реестр включена информация о 75 объектах социального назначения. Реестр размещен на официальном сайте Минстроя России.

В Реестре по каждому из проектов приводятся краткие сведения и основные технико-экономические показатели, а также графические материалы строительных решений (фасады, планы, разрезы и другое) для выбора проектной документации к применению в проектировании и строительстве.

В целях урегулирования вопроса передачи Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию исключительных прав разработчика проектной документации, разработанной с привлечением средств федерального бюджета подготовлены соответствующие изменения в федеральное законодательство.

В прошедшем году завершена работа по актуализации и введению в действие государственных сметных нормативов, которые дополнены более 1 тысячью новыми элементными сметными нормами на современные технологии строительных работ, 84-мя новыми строительными механизмами и почти 13,5 тысячами строительных материалов.

Актуализирована федеральная сметная нормативная база в процессе разработки новой редакции которой внесены изменения и дополнения в 103 части государственных элементных сметных норм и федеральных единичных расценок на строительные и специальные строительные работы.

Введены в действие укрупнённые нормативы цены строительства (НЦС), предназначенные для планирования капитальных вложений, оценки эффективности использования средств по объектам, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.

По сравнению с жилищным строительством и ЖКХ, где есть ощутимые сдвиги, в сфере технического регулирования и ценообразования сделать рывка не удалось.

Анализ ситуации показал необходимости масштабных изменений в сфере технического регулирования и ценообразования. Правительством приняты решения о революционном реформировании данных направлений регулирования отрасли. Перед Минстроем поставлена задача о глубокой модернизации и актуализации всей базы технического и ценового регулирования в строительстве. Для реализации данной задачи предусмотрено долгосрочное государственное финансирование соответствующих мероприятий с привлечением всего научно-исследовательского потенциала отрасли. Дмитрий Николаевич, хочу Вас поблагодарить за активное и непосредственное участие в принятии этого важного для отрасли решения.

Поручаю профильным структурным подразделениям Министерства обеспечить исчерпывающее выполнение этой задачи, но хочу сразу предупредить, без лишнего административного энтузиазма. Мы не должны своими действиями вызвать раздражение участников рынка постоянными изменениями правил игры. Наша задача действовать продумано и четко.

В целом в 2014 году проведена серьезная системная работа по всем направлениям деятельности Министерства. Нам удалось обеспечить выполнение практически всех целевых показателей государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Но хочу отметить, что предстоит еще больше работы.

2015 год, с учетом макроэкономической и политической ситуации, будет еще сложнее. Нам необходимо сконцентрировать свое самое пристальное внимание на обеспечение доступности жилья, в части достаточного объема его строительства и ценовой доступности, имея в виду в том числе реализацию механизмов ипотечного кредитования и наемного жилья. Также необходимо продолжить жесткий контроль за реализацией программ ликвидации аварийного жилищного фонда и нового механизма капитального ремонта многоквартирных домов. Сконцентрировать особое пристальное внимание на запуске лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами и привлечению в ЖКХ частных инвестиций. Кардинально поднять эффективность функционирования системы экспертизы проектно-сметной документации и инженерных изысканий, ликвидировать избыточные административные барьеры в строительстве. Продолжить совершенствование системы технического регулирования и коренным образом реформировать систему ценообразования в строительстве.  

Спасибо за внимание!