Елена Сиэрра,
заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:
- Высотное строительство в России развивалось и развивается весьма неравномерно. Первый пик, в ходе которого были построены так называемые сталинские высотки, пришелся на конец 1940-х — начало 1950-х гг. Тогда СССР, пытаясь тиражировать американский опыт, не учел, что для развития высотного строительства по американскому типу у нас недостаточно крупных корпораций. Довольно быстро интерес к высотному строительству угас.
Отправной точкой для второго пика развития высотного строительства можно считать 1996 год - именно тогда на заседании правительства Москвы был сделан доклад о проекте масштабного делового района «Москва-сити» на территории бывшей промзоны у Москвы-реки.
Новый период расцвета высотного строительства в России пришелся на 2000-е гг. В эти годы было построено 64% из 100 самых высоких зданий в России - преимущественно в Москве, но также в Екатеринбурге, Грозном и Волгограде. Это обусловлено успешным восстановлением национальной экономики после кризиса 1998 г. и, как следствие, повышением интереса к инвестициям в недвижимость.
Но единственным нормативным документом для регулирования хода строительства высотных зданий на территории России оставались временные нормы МГСН 4-19.05«Многофункциональные высотные здания и комплексы», разработанные ОАО«ЦНИИЭП жилища» в 2005 г. как некая экспериментальная база для Москвы. Которой тем не менее могли пользоваться и другие регионы.
До сих пор мы подходим к строительству любого объекта выше 100 м как к реализации уникального объекта - в соответствии с Градостроительным кодексом.
Логика здесь понятна: подходить к сверхвысотным зданиям(выше 100 м) с обычными мерками нельзя, ведь небоскреб - сложнейший технологический организм. Архитектурный проект - лишь верхушка айсберга, за ним тянется длинная цепь всего того, что комплектует здание: лифты, системы кондиционирования и энергообеспечения и т. д. К таким зданиям предъявляются особенные требования по безопасности.
Вопрос живучести высотного сооружения после террористических актов 2001 г. в США стал самым важным для архитекторов и инженеров: человек, который находится на 40-м этаже, должен быть в такой же безопасности, как и на 3-м. Высотки должны иметь полную автономию по системам электропитания, жизнеобеспечения и т. д.
Но сейчас в России нет нормативной базы, которая учитывает эти особенности для высотных и сверхвысотных зданий. Есть отдельные документы. Например, СП «Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003» распространяется на проектирование и строительство вновь строящихся и реконструируемых многоквартирных жилых зданий высотой до 75 м. СП«Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» касается проектирования новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий, в том числе высотой до 55 м.
Под строительство каждого объекта высотой от 100 м в России необходимо разрабатывать и согласовывать специальные технические условия(СТУ). Особенно если требования по его надежности и безопасности, установленные вышеперечисленными нормативными техническими документами, недостаточны. В «Техническом регламенте о безопасности зданий и сооружений» определены случаи, когда подготовка проектной документации на объект капитального строительства осуществляется в соответствии с СТУ. Их рассмотрение и согласование осуществляет Министерство строительства России.
Это выверенный, но долгий путь, который не способствует интенсивному развитию высотного строительства. Потому Минстрой России принял решение о выработке нормативно-технической документации, которая позволит снять административные барьеры и оперативнее решать вопросы территориального планирования при строительстве объектов высотой 100 м и более.
Напомню, что первые шаги для снятия административных барьеров в высотном строительстве уже были сделаны на федеральном уровне. У Главгосэкспертизы, которая, кстати, переходит на электронный документооборот, в планах на этот год - создание филиальной сети во всех регионах Российской Федерации. Это позволит сократить время прохождения экспертизы и снизит влияние человеческого фактора. Я думаю, что со временем в региональных отделениях Главгосэкспертиза будет рассматривать и такие уникальные объекты, как высотные здания. Таким образом, у девелоперов, решившихся на строительство уникальных сооружений или небоскребов, не будет необходимости ездить из своего города в Москву, чтобы представить проекты на экспертизу.
Нормативно-техническую базу для высотного строительства мы планируем разработать до конца 2016 г. О том, какой она должна быть, говорилось на прошедшем недавно в Екатеринбурге форуме по высотному строительству. Форум объединил представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса и экспертного сообщества не только из России, но и из других стран и позволил уже с первых шагов добиться видимых результатов.
Было принято решение о создании в Екатеринбурге постоянно функционирующего«Центра компетенций и информации по вопросам высотного строительства». Его основной задачей будет обобщение и раскрытие лучших российских и международных практик в данной сфере.
Позитивным результатом можно назвать и принятие проекта«Дорожной карты по улучшению предпринимательского климата в строительстве уникальных зданий и сооружений», в том числе жилых и общественных. Она была подготовлена местным бизнес-сообществом с участием аналитиков и экспертов.
В карте предлагаются мероприятия по подготовке и формированию нормативной базы для высотного строительства на территории России(напомню, предварительно ее планируется подготовить к 2016 г.). На форуме этот проект вызвал широкое обсуждение общественности, экспертного и строительного сообщества.
В ближайшее время при Министерстве строительства России будет создана рабочая группа. Она займется доработкой и реализацией данных мер. Участвовать в рабочей группе мы пригласим в том числе организаторов екатеринбургского форума небоскребов. Подобное взаимодействие власти, бизнеса и экспертного сообщества может стать успешным. Ведь целью министерства является формулирование четких, исполнимых и разделяемых всеми участниками процесса задач.