Наполнение данного раздела официального сайта Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации нам бы хотелось делать вместе с вами. Здесь будут размещены ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы сфер ЖКХ и строительства, полезные статьи и видеоролики. Если у вас есть предложения по материалам, которые бы вы хотели видеть на этой странице, сообщите о них по адресу minstroy@minstroyrf.gov.ru либо на официальный аккаунт ведомства в социальной сети Твиттер @minstroyRF Мы обязательно будем их учитывать при ведении этого раздела нашего сайта.
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года
В настоящее время приказами Минстроя России утверждены следующие своды правил:
УТВЕРЖДЕННЫЕ СВОДЫ ПРАВИЛ
1. Необходимо ли получение свидетельства о допуске к работам, связанным с осуществлением строительного контроля застройщиком?
В соответствии с частью 1 статьи 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) членами саморегулируемой организации могут быть юридические лица, в том числе иностранные юридические лица, индивидуальные предприниматели, соответствующие требованиям к выдаче свидетельств о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
На основании части 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Перечень видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, установлен приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624.
В Перечне отражена группа видов работ № 32 «Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем».
В соответствии со статьей 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора, строительный контроль проводится также застройщиком или заказчиком, либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Таким образом, осуществление строительного контроля является обязанностью лиц, осуществляющих строительство.
Отсутствие в Перечне вида работ по осуществлению строительного контроля застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль. При этом получать свидетельство о допуске для осуществления строительного контроля заказчику (застройщику) не требуется.
Вместе с тем, необходимо отметить, что лицо, осуществляющее строительный контроль, должно соответствовать требованиям установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства».
2. Необходим ли специальный допуск на осуществление демонтажа кровли?
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации
от 30 декабря 2009 г. № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. В соответствии с пунктом 13 Перечня получение свидетельства о допуске на такие виды работ, как устройство кровель требуется только в том случае, если работы проводятся на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, установленных статьей 48.1 ГрК РФ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Кроме того, следует отметить, что Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК РФ, а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей), жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Важно отметить, что действие приказа Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. № 624 распространяется на виды работ, которые выполняются исключительно при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов капитального строительства, и не касается деятельности по эксплуатации и осуществлению текущего ремонта зданий и сооружений.
3. Каковы минимальные требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства?
В соответствии с частью 8 статьи 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) установлены минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам. При этом частями 8.1 и 8.2 статьи 55.5 ГрК РФ определены особые условия выдачи разрешений для работ по организации подготовки проектной документации и по организации строительства.
Свидетельство о допуске к работам должно отражать информацию о том, какому уровню требований к выдаче свидетельства о допуске, устанавливаемых саморегулируемыми организациями в соответствии с требованиями частей 8 - 8.2 и 9 статьи 55.5 ГрК РФ, соответствует член саморегулируемой организации.
В соответствии с частью 9 статьи 55.5 ГрК РФ минимально необходимые требования к выдаче свидетельства о допуске устанавливаются Правительством Российской Федерации только в отношении особо опасных и технически сложных объектов. К остальным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в том числе на уникальные объекты, применяются утвержденные саморегулируемыми организациями требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые включают минимально необходимые требования, указанные в части 8 статьи 55.5 ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК РФ, а также в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей), жилых домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), многоквартирных домов с количеством этажей не более чем три, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
4. Необходимо ли переоформление свидетельства о допуске к работам при реорганизации юридического лица в форме присоединения?
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5 мая 2014 года принят Федеральный закон № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (Федеральный закон № 99-ФЗ). На основании части 1 статьи 3 Федерального закона № 99-ФЗ, изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) вступили в силу 1 сентября 2014 года, за исключением абзаца второго подпункта «г» пункта 3 статьи 1 данного федерального закона, вступившего в силу со дня официального опубликования 5 мая 2014 года.
Статьей 55.7. Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) устанавливается исчерпывающий перечень оснований прекращения членства в саморегулируемой организации. Указанный перечень не содержит такого основания, как реорганизация юридического лица.
Вместе с тем, из содержания пункта 3 статьи 50 ГК РФ в редакции Федерального закона № 99-ФЗ следует, что ассоциация (союз) является организационно-правовой формой для таких видов некоммерческих организаций, как некоммерческие партнерства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты.
Согласно пункту 3 статьи 123.11. ГК РФ в редакции Федерального закона № 99-ФЗ, членство в ассоциации (союзе) неотчуждаемо. Отчуждение предполагает передачу членства одного юридического лица другому.
Таким образом, сохраняется членство в саморегулируемой организации для юридического лица, к которому присоединилось другое юридическое лицо. Для присоединяемого юридического лица, имеющего Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, членство в саморегулируемой организации прекращается, и, соответственно, передача членства в саморегулируемой организации к новому юридическому лицу не представляется возможной.
5. Необходимо ли получение свидетельства о допуске к работам при разработке проекта перепланировки и (или) переустройства жилого помещения?
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Перечень вышеуказанных видов работ утвержден приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 года № 624.
Статья 1 ГрК РФ относит к работам по реконструкции объектов капитального строительства – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройку, перестройку, расширение объекта капитального строительства, а также замену и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
ГрК РФ относит к работам по капитальному ремонту замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Понятие «переустройство жилого помещения» установлено статьей 25 Жилищного кодекса Российской Федерации. Под ним понимается установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
К работам по переустройству жилого помещения может относиться установка бытовых электроплит вместо газовых плит, устройство новых вентиляционных каналов; или прокладка новых либо замена существующих подводящих и отводящих трубопроводов и устройств для ванной комнаты.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Постановление Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» относит к работам по перепланировке жилых помещений перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.
Кроме того, нужно иметь в виду, что действия, совершаемые в ходе перепланировки и переустройства, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, ухудшающие условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, законодательством не допускаются.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (заявитель) представляет в орган местного самоуправления перечень документов, установленный статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации. Перечень включает, в том числе, подготовленный и оформленный в установленном порядке проект или эскиз переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Орган, осуществляющий согласование проведение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения с учетом планируемого перечня мероприятий (работ), определяет вид переустройства и (или) перепланировки, с учетом планируемого перечня мероприятий (работ).
Перечень планируемых к выполнению мероприятий (работ), может включать в себя работы, затрагивающие несущие элементы строительных конструкций объекта капитального строительства, которые оказывают влияние на несущую способность таких элементов.
Таким образом, если заявителем или органом местного самоуправления планируемые к выполнению работы по перепланировке и (или) переустройству жилого помещения, как части объекта капитального строительства, отнесены к работам по капитальному ремонту или реконструкции объекта капитального строительства, то разработка проектной документации и предусмотренные проектом строительные работы должны осуществляться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
6. Прошу разъяснить отдельные положения ряда нормативно-технических документов в строительстве.
В соответствии с пунктом 12.4 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. № 452, разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются федеральными органами исполнительной власти в случаях, когда на них возложена соответствующая обязанность.
Согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, обязанности по разъяснению национальных стандартов и сводов правил на Минстрой России не возложены.
За подробными разъяснениями возможно обращаться в организацию, осуществлявшую разработку нормативно-технического документа.
7. Кем и в каком случае осуществляется авторский надзор?
Постановлением Госстроя РФ от 10 июня 1999 г. № 44 «Об одобрении и вводе в действие Свода правил «Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» (вместе с «СП 11-110-99») установлено, что авторский надзор - один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте. Необходимость проведения авторского надзора относится к компетенции заказчика и, как правило, устанавливается в задании на проектирование объекта.
Авторский надзор осуществляется на основании договора (распорядительного документа) и проводится, как правило, в течение всего периода строительства и ввода в эксплуатацию объекта, а в случае необходимости - и начального периода его эксплуатации.
Авторский надзор в случае его выполнения юридическим лицом осуществляется специалистами - разработчиками рабочей документации, назначаемыми руководством организации. Руководителем специалистов, осуществляющих авторский надзор, назначается, как правило, главный архитектор или главный инженер проекта.
Назначение руководителя и специалистов, ответственных за проведение авторского надзора, производится приказом организации и доводится до сведения заказчика, который информирует о принятом решении подрядчика и органы Государственного архитектурно-строительного надзора.
8. Каков упрощенный порядок получения разрешения на строительство?
Согласно подпункту 1 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства.
В соответствии с пунктом 9 той же статьи в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
9. Для каких объектов не требуется выдача разрешения на строительство?
Согласно части 3 пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
В соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
10. Кто и каким образом в настоящее время уполномочен определять возможность отнесения проектной документации к типовой?
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 791 «О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации» и Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1038, формирование и ведение реестра типовой проектной документации осуществляет Минстрой России.
Минстроем России с участием профильных федеральных органов исполнительной власти и экспертного сообщества создан Нормативно-технический совет по отбору типовой проектной документации и определен порядок подачи заявок на включение проектной документации в Реестр, определена форма паспорта типовой проектной документации и определена форма Реестра.
В Реестр вносится информация о проектной документации в отношении жилых и административных зданий, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (объекты культуры, образования, здравоохранения, спортивные здания и сооружения и т.п.), в отношении которой имеется положительное заключение государственной (негосударственной) экспертизы, при подготовке которой были применены современные экономичные ресурсо- и энергосберегающие, архитектурно-планировочные, конструктивные, инженерно-технические, технологические и организационные решения.
Все направляемые в Минстрой России проекты предварительно проходят обязательную процедуру рассмотрения на заседаниях Совета.
С правилами предоставления документов для включения в Реестр и электронной версией Реестра можно ознакомиться на официальном сайте Минстроя России
11. Я разработал новые строительные технологии и материалы, может ли Минстрой России помочь мне с внедрением их в строительную отрасль?
Новые, в том числе ввозимые из-за рубежа, материалы, изделия, конструкции и технологии, требования к которым не регламентированы действующими строительными нормами и правилами, государственными стандартами, техническими условиями и другими нормативными документами, могут применяться в строительстве (в том числе реконструкции, расширении, техническом перевооружении и ремонте зданий и сооружений) после подтверждения их пригодности для применения в условиях строительства и эксплуатации объектов на территории Российской Федерации.
Не требует проверки и подтверждения пригодности новая продукция, запроектированная в полном соответствии с действующими строительными нормами и правилами, а также разработанная и поставляемая в соответствии с государственными стандартами или техническими условиями, утвержденными в установленном порядке.
Подробнее о подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве Вы можете прочитать по ссылке: http://www.minstroyrf.ru/trades/gradostroitelnaya-deyatelnost-i-arhitektura/podtverzhdenie-prigodnos....
Согласно законодательству Российской Федерации, вопросы внедрения различных строительных технологий и материалов рассматриваются, в первую очередь, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на основании решений, принятых в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.
На основании изложенного, для получения разрешения о внедрении различных строительных технологий и материалов необходимо обратиться в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные принимать решения о целесообразности внедрения различных строительных технологий и материалов.
При наличии положительного решения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления окажут помощь самостоятельно или направят обращение в федеральные органы исполнительной власти для рассмотрения в рамках существующих федеральных целевых программ.12. Может ли Минстрой России помочь в продвижении на рынке моего предприятия по производству строительных материалов, строительства объектов капитального строительства?
В настоящее время практически все организации строительного комплекса имеют статус акционерных или частных предприятий, самостоятельно решающих стратегию развития бизнеса и принимающих решения по наращиванию действующих или созданию новых производственных мощностей. В связи с этим использование архитектурных, конструктивных и иных технических решений во многом зависит от потребительского спроса.
В этой связи Минстрой России рекомендует более активно проводить рекламную политику по продвижению своих проектов на соответствующих региональных рынках с одновременным проведением маркетинговых исследований, поиском инвесторов и заинтересованных заказчиков.
13. Куда обращаться в случае возникновения спорных вопросов по взаиморасчетам за выполненные работы?
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие, предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 11 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно части 5 статьи 47 Градостроительного кодекса, необходимость выполнения отдельных видов инженерных изысканий, состав, объем и метод их выполнения устанавливаются с учетом требований технических регламентов программой инженерных изысканий, разработанной на основе задания застройщика или технического заказчика, в зависимости от вида и назначения объектов капитального строительства, их конструктивных особенностей, технической сложности и потенциальной опасности, стадии архитектурно-строительного проектирования, а также от сложности топографических, инженерно-геологических, экологических, гидрологических, метеорологических и климатических условий территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция объектов капитального строительства, степени изученности указанных условий.
В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса цена работ устанавливается по соглашению сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 709 Гражданского кодекса цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения указываются в договоре подряда.
В соответствии с частью 1 статьи 746 Гражданского кодекса оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
Особенности отношений между заказчиком и подрядчиком при выполнении работ, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Федеральный закон № 44-ФЗ).
В целях заключения государственного (муниципального) контракта на обеспечение государственных (муниципальных) нужд заказчиком определяется начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией Минстроем России или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 Федерального закона № 44-ФЗ. При этом взаиморасчеты за выполненные работы (затраты) осуществляются в порядке, предусмотренном государственным контрактом, в пределах твердой договорной цены.
Вопросы взаиморасчетов и разрешения экономических споров между юридическими лицами за выполненные работы является основной задачей судебных органов. В компетенцию судебных органов входит защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с изложенным при возникновении спорных вопросов по взаиморасчетам за выполненные работы Минстрой России рекомендует обращаться в судебные органы субъекта Российской Федерации.