В функциях Минстроя России выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере жилищной политики, в том числе развития жилищного строительства в Российской Федерации.
В целях повышения защиты прав граждан-участников долевого строительства многоквартирных домов внесены изменения в законодательство об участии в долевом строительстве. 3 июля 2016 г. принят закон, разработанный Минстроем России, вступающий в силу с 1 января 2017 г., которым установлены дополнительные требования к застройщикам, введен механизм внесения средств граждан на специальные эскроу-счета, предусмотрено создание компенсационного фонда долевого строительства.
Одним из ключевых аспектов Закона является установление требований к финансовой обеспеченности застройщиков, а именно к уставному капиталу застройщиков в зависимости от площади возводимого жилья.
Законом также урегулированы механизмы банковского проектного финансирования строительства с открытием счетов эскроу для размещения средств участников долевого строительства, вступающие в силу с 1 июля 2017 г. Вместе с тем, предусматривается создание и ведение единого реестра застройщиков, привлекающих денежные средства граждан на основании договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов.
В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации от 17 мая 2016 г. по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации Минстроем России реализуется комплекс мер по созданию и обеспечению деятельности компенсационного фонда долевого строительства.
По данным Банка России всего за 2017 год в Российской Федерации выдано 1 086 940 ипотечных кредитов на общую сумму 2 021 402 млн. рублей (на 26,9 % выше показателя 2016 года в количественном и на 37,3 % выше в денежном выражении).
В 2018 году выдано 1 471 809 ипотечных кредитов на общую сумму 3 012 702 млн. рублей, что на 35,4 % выше в количественном и на 49 % выше в денежном выражении аналогичного периода 2017 года.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации ежемесячного проводит оперативный мониторинг ситуации в жилищной сфере на территории субъектов Российской Федерации. С 2010 года в Российской Федерации наблюдалась положительная динамика по объему ввода жилья. В 2015 году этот показатель достиг рекордного уровня - 85,35 млн. кв. метров, что на 1,4 % выше аналогичного показателя 2014 года (84,19 млн. кв. м). Также в 2015 году увеличился на 20,8 % объем ввода жилья эконом-класса и составил 37,1 млн. кв. метров (в 2014 году- 30,7 млн. кв. метров).
Минстрой России информирует, что в соответствии с пунктом 20 Правил предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства, приведенных в приложении № 6 государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710, субъектам Российской Федерации, участвующим в реализации мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации (далее – Правила, программа «Стимул») необходимо по объектам капитального строительства, финансирование которых предусмотрено в рамках Федерального закона от 5 декабря 2022 г. № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», подтвердить наличие:
- утвержденной в установленном порядке проектной документации с приложением копии заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, содержащих оценку достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства;
- документов, подтверждающих планируемое строительство жилья в объеме, заявленном субъектом Российской Федерации в рамках проекта по развитию территорий в очередном финансовом году (разрешений на строительство многоквартирных домов и (или) уведомлений о планируемом строительстве объектов индивидуального жилищного строительства и (или) иных документов)
В случае отсутствия указанных документов субсидии, предусмотренные бюджету субъекта Российской Федерации на софинансирование строительства объектов в 2024 году, подлежат перераспределению.
Информацию о потребности в средствах федерального бюджета на завершение строительства объектов капитального строительства, ранее софинансировавшихся в рамках программы «Стимул» необходимо представить по форме утвержденной приказом Минстроя России от 30 мая 2022 г. № 429/пр «Об утверждении формы заявки на участие в федеральном проекте «Жилье» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и сроков ее предоставления.
В соответствии с Правилами, срок представления подтверждающих документов до 1 июля 2023 года включительно.
Датой получения заявки считается дата ее регистрации экспедицией Минстроя России.
Документы, поступившие позже установленного срока, к рассмотрению приниматься не будут.
В рамках реализации государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» оказывается поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют объективной возможности накопить средства на приобретение жилья на рыночных условиях, а также обеспечение жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Госпрограммой предусмотрены средства для улучшения жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов, многодетных семей и т.д.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» 21 июля 2014 г. был принят Федеральный закон N 217-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования".
Закон, разработанный при участии Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, предусматривает возможность строительства наемных домов субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и частными застройщиками. Частные застройщики, которые предложат на аукционах более низкий размер арендной платы за наем жилых помещений в таких домах, получат земельные участки в аренду без торгов по цене земельного налога. Вместе с тем, документ предусматривает и дополнительную поддержку застройщикам, например, в виде обеспечения участков инженерной инфраструктурой.
Закон также устанавливает, что не менее 50% от общего количества жилых помещений наемного дома должны предоставляться по договорам социального найма, а остальные жилые помещения - на рыночных условиях.